Григорьева Екатерина (1940-2003)

Живопись
Заслуженный художник России.
Биография >>
откроется по клику
Екатерина Григорьева - Заслуженный художник Российской Федерации, Академик Петровской академии наук и искусств.

Екатерина Ивановна Григорьева родилась и работала в Москве. Представитель салонного академизма с экспрессионистическими тенденциями.
Экспонент свыше 100 выставок в России и за рубежом, из них 28 персональных. Персональные выставки проходили в Московском Кремле, Российской академии художеств, Организации Объединенных Наций, во многих российских и европейских художественных галереях и выставочных залах.
Произведения художника Екатерины Григорьевой экспонировались и приобретены для частных коллекций Европейских государств, США, Японии и других стран.
Картина Екатерины Григорьевой "Жду и мечтаю" находится в резиденции Президента Российской Федерации в Кремле.
Сама Екатерина Григорьева называла себя "восторженным экспрессионистом". Ее живопись отличается самобытностью и оригинальностью, привлекает живописной динамикой, экспрессией чувств. Картины Екатерины Григорьевой - это своеобразные живописные поэмы, полные лиризма, красоты и доброй энергии.
Многие работы художницы далеки от конкретности, они ассоциативны и многозначны. В ее творчестве преобладают свободные живописные композиции, а мир ее цветов - это фантастические симфонии, знак слияния с Природой, у которой она черпает силы и вдохновение.
Живопись Екатерины Григорьевой - это воплощенная на холсте мечта художника о красоте нашего сложного и противоречивого мира.

ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ ХУДОЖНИКА ЕКАТЕРИНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ:
1975 - Первая персональная выставка. Москва.
1981 - Персональная выставка. Москва.
1985 - 2002 - Групповые выставки в залах Объединенного комитета профсоюза художников-графиков. Творческого союза художников России Международной федерации художников, Москва.
1987 - Персональная выставка. Москва.
1989 - «Искусство и космос». ФРГ. Гамбург. Галерея «Раум унд Кунст».
Аукцион в Версале. Франция
1990 - «Дни Москвы в Мадриде». Испания. Культурный центр Конде Дуке Персональная выставка «Поэзия цвета». Москва, М.Грузинская, 28.
«ART ONE MIF». Москва. ЦВЗ «Манеж».
Выставка живописи русских художников. ФРГ. Кёльн.
1991 - Выставка «Малая Грузинская,28».Москва. ЦВЗ «Манеж».
Выставка живописи «Русский дом». Эстония. Таллинн. Центр Саккола Выставка «Встречи - 91». ФРГ. Бергишгладбах. Галерея ам Бруннер Выставка живописи «Возрождение России». Москва. УСЗ «Дружба» Выставка русских художников. ФРГ. Франкфурт на Майне.
1992 - Фестиваль - конкурс «Золотая кисть -92». Москва. ЦДХ. Призёр конкурса Выставка живописи «Русская весна». ФРГ. Кёльн Персональная выставка. Польша. Щецин Международная выставка художников ЮНЕСКО. Корея. Сеул Выставка живописи «Русские художники». Италия. Верона Выставка «Карарт» в Центральном доме художника». Москва. Центральный дом художника.
Благотворительный аукцион Фонда по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Москва. ЦДЖ.
1993 - Персональная выставка. Роанок. США.
Выставка - аукцион «Артстроваганца». Блексбург. США.
Персональная выставка в Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк.
Выставка живописи. Верона. Италия.
Персональная выставка. Москва. Центральный дом художника Выставка живописи русских художников. Гонконг.
Фестиваль конкурс «Золотая кисть-93». ЦДХ. Москва.
1994 - Персональная выставка. Москва. Российская академия художеств.
Выставка - аукцион «Артстроваганца». Блексбург. США «За и против». Москва. Галерея «Юнея»
Мастера современной живописи. ЦДХ. Москва- Юбилейная выставка «20 лет бульдозерной выставке». Москва. Гоголевский бульвар, 10.
1995 - «Русское искусство из Москвы». Ингольштадт. ФРГ.
Аукцион «Английский дом приглашает...». Москва. Ассоциация Русских Художников.
«Восемь современных русских». г.Портленд. США.
Юбилейная выставка, посвященная 20-летию выставки в павильоне «Пчеловодство» ВДНХ. Москва. Гоголевский бульвар,10.
1996 - Первый конгресс Творческого фонда России. ЦДХ. Москва.
1997 - «Москва России». Центральный дом художника. Москва.
Выставка живописи. Презентация энциклопедии современного искусства «Творческий фонд России». Галерея «Геликон». Москва.
«Гармония контрастов». Русское искусство второй половины XX века.
Российская академия художеств. Москва.
Персональная выставка. Афины. Греция.
Выставка живописи, посвященная 850-летию Москвы. Русская творческая палата.
Центральный дом художника. Москва.
Выставка живописи, графики и скульптуры, посвященная 850-летию града Москва. Гоголевский бульвар, 10.
«Из России с любовью». Лас-Вегас. США.
«Гармония контрастов». Центральный Дом художника. Москва.
«Двадцать веков от Рождества Христова». ЦДХ. Москва.
1998 - «Разноголосица миров». Москва. Гоголевский бульвар, 10.
«Иная реальность». Центральный дом художника. Москва.
Выставка московских художников. Русская Творческая Палата.
Фестиваль живописи. Русская Творческая Палата.
Центральный дом художника. Москва.
Персональная выставка. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Москва.
1999-Персональная выставка. Московская городская Дума. Москва.
Персональная выставка. Галерея «Гоу». г.Портленд. США.
2000 - «Музыка под радугой». Дом Правительства РФ.
Юбилейная персональная выставка. МГВЗ «Новый Манеж».
«Весна - 2000». Выставочный зал МО СХ России.
«Бульдозерная выставка - далее везде». Гоголевский бульвар, 10. Москва.
«Рождество на Беговой. С новым залом в новое тысячелетие». Московское отделение ВТОО «Союз художников России».
Выставка в Галерее Валентина Рябова (Россия, Москва).
2001 - Выставка картин в Центральном Доме художника. Организатор - Галерея Валентина Рябова.
Персональная выставка. Галерея «Шёлковый путь». г.Портленд. ОПТА.
Персональная выставка. Москва. Кремль.
«Московская коллекция», г. Белгород, г.Москва.
Арт-салон в Манеже. ЦВЗ «Манеж». г.Москва.
Персональная выставка «Поэзия цвета». Государственный музей-усадьба «Архангельское».
Персональная выставка в «Галери Де Вилл». г.Сан-Франциско.
«Художники круга ДИ». Российская академия художеств. Москва.
Персональная выставка. Выставочный зал культурно-технического центра ТРИНИТИ. г.Троицк.
«Натюрморт в современной живописи». Выставочный центр МОСХ России. г.Москва.
«Рождество на Беговой». Выставочный центр МОСХ России. г.Москва Выставка живописи в галерее «Елена Засс».г.Лагуна Бич.Калифорния. США.
2002 - Выставка картин в Польском филиале Галереи Валентина Рябова (Польша, Варшава).
«Союз муз». Творческий союз художников России. Москва.
«Гармония жизни - гармония перемен». Персональная выставка.
Выставочный центр МОСХ России. г.Москва.
Персональная выставка. РАО Газпром. г.Москва.
Персональная выставка. Международный центр «ИРКО». г. Портленд.
США.
«Новый век. Павильон «Пчеловодство» спустя десятилетия.» Музейсовременного искусства, г. Москва.
Выставка живописи «Московская коллекция». г.Екатеринбург.
Выставка живописи «Московская коллекция». г.Саратов.
Персональная выставка. Газпромбанк. г.Москва.

Жвопись

Статья "Екатерина Григорьева. Счастливая и завидная судьба" >>
откроется по клику
"Екатерина Григорьева. Счастливая и завидная судьба".
Ада Сафарова. Журнал «Декоративное искусство». №1-2. 2000г.

Катя Григорьева - зрелый художник. Позади уже остались трудные поиски себя. Тогда работой руководили впечатления глаза. Она рассматривала и воспроизводила натуру, наслаждаясь тенями сельских домов и лёгкой игрой бликов в листве, и перепадами цвета в панораме перелесков и контрастами света восходов и закатов. Теперь уже позади кропотливая работа по овладению профессией. Передать на холсте то, что радует глаз и будоражит чувство - это требует тренировки, упорства, навыков. Этот опыт приходит не вдруг и даётся не просто. Поэтому отказаться от приобретённого, пуститься в новые поиски может побудить только очень настоятельная потребность сказать то, что оказалось за пределами однажды достигнутой гармонии зрительных впечатлений и профессиональных возможностей. В этих поисках нужны не только опыт профессии, нелёгкий опыт жизни, но и способность соединить это с духовным опытом. Это то, что нельзя получить как озарение, это не даётся только талантом, это не приобретается со школой, это приходит только из ежедневного храброго взаимоотношения с жизнью и страстного размышления о ней.


Е. Григорьева. "Август в его красе". Х.м., 81х122 см., 2000г.
Такой опыт жизни, обретённый женщиной, очень красивой при том, яркой, запоминающейся почти вызывающей красотой - порождает особую тонкую вибрацию отзывчивости. В нашей отечественной мускулиной ситуации необходимо бесстрашие, чтобы не затушевать, не пытаться спрятать, а наоборот, открыто обозначить свою женскую природу. Но прежде надо было самой принять её как важную часть собственной человеческой данности и творческой сути. Такое знание себя под силу только сильному и мудрому человеку, постигшему и принявшему нерасторжимые противоположности: времён года, смены дня и ночи, человеческих возрастов, земли и неба, жизни и вечности... Не слитное, но и нераздельное существование всего на свете. Для этого должно было прийти понимание мира как единого целого так прекрасно богатого единичным. И осознать себя как ценность единичного. Истоки женского начала творчества Григорьевой совсем не в женственности и не в суфражизме. Её творческое самоощущение коренится в женских проблемах не только личного порядка, но мирового. Если человек воспринимает всё так остро, отзывается на всё так ярко, если видит так проницательно, наделяет видимое умозрительным - это не повод говорить о женственности, об эсхатологической женственности, «мировой душе» - по Вл. Соловьёву. Женское начало неизбежно участвовало в создании уникального личного опыта художника Григорьевой, и этого она не собирается скрывать - она это не утверждает и не отрицает. Это просто есть часть её мироощущения. И оно не нуждается в обобщениях, как и весь человеческий и творческий опыт. Он принадлежит только ей. И именно поэтому он - всеобщий.



Е. Григорьева. "Весна одна на всех". Х.м., 80х80 см., 2002г. Взаимоотношения художника Григорьевой с её жизненной сутью соответствуют её общей жизненной установке - открытому, осмысленному и внятному взгляду на жизнь. Открытость жизни, её трудности и удовольствия, рутинность и трагичность, суетность и беззаботность, боль и счастье, отчаяние и восторг так преобразовали личность художника, что в итоге породили её новый стиль. Особый, собственный стиль - это главное достижение Г ригорьевой. Это не только новая манера письма - манера может быть у неё разной; это не излюбленный цвет - здесь у неё нет пристрастий - вся палитра во всех возможных сочетаниях ив её распоряжении. Катя Григорьева сумела создать очень изменчивую, подвижную манеру, но всегда сохраняющую авторскую определённость. Тут нет непреложности не в чём: иногда почти чистые цвета ложатся рядом, а порой палитра тонет в белилах, иногда один цвет диктаторски подавляет другие или вдруг вполне академично всё поддерживается полутонами. Порой композицию выстраивает цвет, а то - чёткая и фактурная линия - всегда изящно-прихотливая. Вдруг всё подавляет энергия мазка, и тогда видно, сколько сил и мощи во взаимоотношениях художника и холста, сколь драматичны эти связи. Кисть, холст, краска продолжают на плоскости картины всё ту же тему: драму мига и вечности, смирения и бунтарства, силы и слабости. Эта драма живописи своими путями восходит к гармонии и разрешается радостью художественного достижения. Наблюдать это борение - холста, кисти, красок, форм, линий - порождённое художником и приведённое им к красоте - особая радость общения с живописью, которую полной мерой дарит Катя Григорьева своему зрителю. И всё же её стиль определяет не только изощренное профессиональное мастерство, а характер внутреннего зрения. В работах новой Григорьевой есть присутствие памяти с её наблюдениями, воспоминаниями и забвениями. Трудный философский опыт понимания жизни фиксирует она на своих полотнах. На полотнах нет уже былой ясности и процветания жизни; её избыточная красота и зыбкая эфимерность открылась своей непостижимостью. Чтобы донести своё понимание жизни Григорьева находит свой стиль - путаной, цветистой речи, наиболее адекватной её творческой идее - она подает нам сигналы из своего умозрительного мира. Как аналогии своих состояний она выбирает цветы. Эти цветы иногда выглядят вполне реальным природным объектом, иногда ботаническим чудом, но чаще всего их природная сущность только проглядывается сквозь живописную субстанцию, некую пелену, разделяющую реальный мир и мир метафизический. Тому, кто хочет на её полотнах разглядеть цветы, Григорьева дарит бесконечное разнообразие фактур, оттенков, форм, линий - все её цветы вполне реальны своей природной красотой. Она с явным удовольствием выписывает их бесконечное разнообразие, не переставая наслаждаться прихотливой фантазией природы. Зритель чувствует как импульсы природы передаются искусству, природа и художник как бы сливаются в дуэте.


Е. Григорьева. "Солнечный сонет". Х.м., 100х100 см., 1999г.
Лёгкость и изящество флоральной композиции - итог высокого и вдохновенного мастерства. Но оно перестало быть у Григорьевой целью. Да, её отношение к цветам возвышенно и восторженно. Она любит их как проявление цветения мира, радости, избыточности, праздничности жизни. Григорьева любит и чувствует величие реальных радостей жизни. Она сама, как личность излучает это всем своим обликом, манерой общаться, своим повседневным бытом. И всёже совсем не о цветах повествуют её полотна, и они не только о радости жизни. Пелена, отделяющая зрителя от цветов, особая воздушная субстанция, заполняющая пространство композиции, проникающая между цветами, обволакивающая их, а порой почти скрывающая от глаз зрителя - вот что составляет главный нерв этой живописи. Это и вполне осязательная и совершенная метафизическая субстанция. Это вещество предчувствия всеобщности бытия во всей его неизмеримости: времени личности и мира, щемящей быстротечности эмоций, состояния и настойчивой возвратности мыслей, чувств... И сами события жизни - с её увядающими надеждами и расцветающими радостями, бутонами ожиданий и слезами туманов - всё прочувствовано и принято как полнота жизни. Того, кто ещё не разучился удивляться, непременно поразит разнообразие природных форм - этих эссенций человеческих состояний, представших на полотнах, множество картин - поток живописи естественен для Григорьевой как дыхание. Художник не соревнуется в изощрённости душевных движений с щедростью природных форм. Они для неё равны как единое проявление Сущего. И этот мощный ритм живописи, адекватность душевных состояний природным, их нескончаемая пульсация придают полотнам Кати Григорьевой эпический настрой. В живописи Григорьевой несоизмеримость бытия мира и бытия человека драматичны, это не противостояние, напротив, это сопричастность малого и великого, это радость данности всего мира и одной жизни. Соотнести малое и великое, частное с общим, не растеря в малом и частном всю значимость и смысл общего - для этого нужна мудрость, а чтобы высказать это - мастерство, и ещё одно, главное - культура, причастность к главной традиции русской культуры, для которой всё сущее соотносится с абсолютом и всё вольнее поверяется горним. Это очень высокое небо российской духовности осияло творчество Григорьевой, она сумела войти под этот купол - счастливая и завидная судьба.
Статья "Художественный мир Екатерины Григорьевой" >>
откроется по клику
"Художественный мир Екатерины Григорьевой".
Ю.Селеверстов.

Художественный мир Екатерины Григорьевой - мир самобытный и глубокий, мир высокого эстетического уровня и художественного мастерства.

Е.Григорьева. "Исполнение желаний". 80х80 см., х.м. 2001г.
Картинам Е.Григорьевой свойственна ситуационная и композиционная завершённость, можно сказать, внутренняя целостность и самодостаточность композиции, её идеальная сбалансированность и даже замкнутость. Это, действительно, свой, оригинальный мир, и он реализован в каждом полотне. Такое качество присуще только хорошим портретистам, способным передать весь мир через конкретного человека, причём на ограниченном рамой живописном полотне такое важное свойство художественного восприятия и сформировало неповторимый образный ряд картин Е.Григорьевой. Начав с пейзажной живописи, она скоро перешла к изображению «портретов цветов». Но и букет в вазе у неё не только сбалансированная на всей площади полотна художественная конструкция, но ни в коем случае не натюрморт, поскольку букет живёт и даже движется. Уже названного эфекта, достигаемого художником каким-то шестым чувством, громадной интуицией, было бы достаточно для приобретения авторитета художника самобытного и интересного, со своим стилем, своим видением мира, своим вкладом в художественное осмысление этого мира. Следующий этап развития творческого дарования Е.Григорьевой - это её абстрактно-импрессионистические полотна, где зрителю явлен не столько образ и мысль, сколько ощущение и предощущение Мира, его постижение на уровне трансцедентных, почти мистических открытий. Такой способ постижения в искусстве возможен, так как искусство - это и начало, и венец Культуры. В полной мере это относится и к живописному искусству. Художник первым слышит диссонансы Мира, и он же первым находит и утверждает его гармонию.

Е.Григорьева. "Желание". 80х100 см., х.м. 1993г. Яркая художественная индивидуальность Е.Григорьевой и её своеобразный художественный стиль и почерк не только проявляют и передают зрителю большой художественный потенциал живописца, но и имеют несомненную эстетическую ценность. Картины Е.Григорьевой не только заряжены энергией, но ещё и очень красивы. Эстетическая наполненность присутствует в каждом квадратном сантиметре её полотен, в каждом - богатство и гармония тонов и оттенков при широком уверенном мазке. Живопись Е.Григорьевой - это воплощённая на холсте мечта художника о гармонии нашего современного сложного и противоречивого мира. Баланс формы и цвета, эстетической линии и функциональной структуры на картинах Е.Григорьевой находятся в подвижном соотношении, сложном взаимодействии. К рассматриванию этих картин хочется возвращаться, они не только не надоедают, но вновь и вновь «открываются». Если архитектура, по известному выражению, это застывшая музыка, то живописные композиции Е.Григорьевой - это музыка движущая. Она возникает и звучит в душе зрителя и поэтому, как любимая мелодия, она нравится вновь и вновь. Полотна Е.Григорьевой, несомненно, действуют на подсознание зрителя и всегда со знаком «плюс», побуждают его к активности, к постановке и достижению высоких целей. Всмотритесь в её полотна, и Вы тоже услышите эту музыку. Тема её может быть остро социальной, мелодия может быть интимно-индивидуальной, мотив может быть грандиозно-космическим, каждый откроет или услышит своё, но эстетическую гармонию и динамическое движение Вы ощутите всегда.