Назад к списку новостей

Опусы русского художнка об американской арт-индустрии. Статья Сергея Федотова.

Предлагаем Вашему вниманию непредвзятый взгляд художника Сергея Федотова на американский арт-рынок по результатам поездки в США в рамках проекта "Сергей Федотов в Америке", организованного Галереей Валентина Рябова.(Авторская стилистика сохранена).



Сергей Федотов.
Опусы русского художника об американской арт-индустрии.

Был давеча (декабрь 2013), на неких выставочных площадках... Кличут их, по-моему, "АРТ БАЗЕЛЬ" плюс при ней, одновременно, есть несколько ярмарок-спутников: "АРТ МАЙАМИ" и др.

Какие первые впечатления???... На БАЗЕЛЕ народу тьма, среди зрителей постоянно попадаются арт-фрики, известные и не очень, пришли показать себя на халяву... С одной, очень известной бритоголовой арт-парочкой (непонятной, точнее понятной ориентации, хотя, скорее, непонятной) пришлось ещё раз пересечься в бесконечной, гостеприимной очереди на паспортный контроль в аэропорту Майами...

Цена билета на БАЗЕЛЬ - 42 у.е., во второй половине дня падает до 30 у.е. На АРТ МАЙЯМИ - билет 35 у.е. АРТ МАЙАМИ понравился больше с точки зрения цельности и однородности экспозиции... Было более 300 галерей (для сравнения, на "авторитетнейшей" АРТ МОСКВЕ нынче присутствовало 30 галерей, про их качество мы патриотично промолчим, АРТ МАНЕЖ успешно закрыли, что бы не мешал развиваться, уже названной, лучшей и демократической ярмарке страны!!! в моей антирекламе она точно не нуждается...).

АРТБАЗЕЛЬ больше АРТ МАЙАМИ раза в 2,5... Здесь, конечно, в разы больше первых имён и на порядок лучше их "качество"... "Пикассы" и другие классики-старики тусуются у центрального входа на стендах очень авторитетных галерей, на них самая большая плотность красных кружочков на этикетках-ценниках... Здесь очень принято писать цены, но далеко не у всех... Стенды на АРТ БАЗЕЛЕ очень неоднородны, вначале вроде пафосно, потом всё более-более одинаково, безлико...

Вспомнился старый, заезженный анекдот... Приезжает американец на историческую, одиозную выставку в ещё не перегоревший Манеж в страну про которую уже нельзя говорить плохо - СССР... Кажется, та выставка посвящена была 30-ти летию СХ СССР... Там ещё человек с ботинком и кукурузой сделал важные открытия в отечественном искусствознании и экспозицию блестяще улучшили... Так вот - анекдот короткий... Посмотрел ту легендарную выставку наш американец в Манеже и ИЗУМЛЁННО говорит: НЕУЖЕЛИ, ОДИН ХУДОЖНИК МОГ НАПИСАТЬ СТОЛЬКО???...СТОЛЬКО...СТОЛЬКО... (дерьма, он кажется не смог выговорить)... К чему я???... А, вспомнил: если убрать десяток галерей с АРТБАЗЕЛЯ, с классиками середины прошлого века, то я побывал в шкуре того анекдотичного американца... И только смог произнести: НЕУЖЕЛИ ОДИН ХУДОЖНИК СМОГ СДЕЛАТЬ, СДЕЛАТЬ, СДЕЛАТЬ, СТОЛЬКО, СТОЛЬКО, СТОЛЬКО ДЕРЬМА???...
В Америке (ноябрь, декабрь 2013), изучал заодно и структуру их арт-рынка... Исследованиям нещадно подверглись окрестности Майами... Специфика этих мест такова, что здесь зимой с декабря по февраль открывается сезон высокого отдыха и, соответственно, высокого арт-бизнеса...Температура воздуха больше +20, вода +25, тёплый Гольфстрим создаёт комфортные зимние условия... Поэтому богатые американцы так любят зимой приехать в Майами погреть косточки... Наши звёзды и олигархи также заразились этой противной болезнью... Под эти "заезды" правильных отдыхающих и создаются всякие арт-ярмарки современного и не очень искусства... Бывает, практикуют, когда на одном арт-шоу делают несколько отдельных экспозиций из разных опер: антиквариат, современное, "актуальное" до нельзя, салон и т.д. Это, как если бы у нас одновременно, в одном месте и одно время, но в разных павильонах, проходил бы антикварный салон, Арт-Москва, Арт-Манеж и какой-нибудь Арт-Салон... Тогда можно было бы сходить туда всей семьёй: дедушке купить нафталинного Лагорио, папе большую Нестерову, маме китчевых цветочков в спальню (всё равно женщины не секут ничего в живописи, плюс на сэкономленные средства можно и шубец приобрести)... Естественно, "продвинутому" внучку от господина Хёрста постерок с черепком, пусть порадует своих друзей-готов, придурков... Тогда и наступит благодать... Опять отвлёкся, понёс пургу, извините...

Так вот, возвращаемся опять в эту самую Америку, страну, верно, демократическую, прогрессивную... Это сказал не а бы ка бы, а что б визу не отобрали, не подумайте ничего такого... Участие в нескольких ярмарках в Майами и ближайших курортных городках позволило закрепиться на чужеродном арт-рынке... То были международные арт-шоу: ART PALM BEACH 2012 (январь, Флорида), ARTNAPLES (март 2012, Нэплс Флорида), плюс две выставки на большой МЕГАяхте, специально оборудованной для проведения арт-показов: SEA FAIR SARASOTA (март 2013, Сарасота. Флорида) и MIAMI SEA FAIR (март 2013, Майами).

Бросилось в глаза, что на юге народ любит контрастные, яркие, холодные цвета...Видно, яркое солнце, жара и море настраивает глаз на соответственную волну... Это вам ни въедливые чукчи, различающие 9 оттенков белого и 49 серого... это другие...

Очень хорошо в коммерческом плане реагируют на портреты... В России такие портреты могут купить только сумасшедшие... Но они, увы, не могут физически себе позволить, так как находятся все на излечении... А уж наш Минздрав их вылечит всех полностью, он знает своё дело, можно не сумневаться... Видно слабый интерес нашего народа к современной живописи говорит о здоровье нации... Если кто-то начал где-то, у нас порой, покупать непонятные нормальному человеку картины, то на него сразу смотрят подозрительно: А НЕ СВИХНУЛСЯ ЛИ ОН???... Однако, в Америке нет такого замечательного Минздрава... Поэтому, там почему-то уважительно смотрят на человека, который половину своего дохода тратит на покупку современного искусства... И если он не покупает картины, а приобретает, например, квартиры и сдаёт их в наём... то соседи будут считать его тупым и никаким не интеллектуалом... Опять же, выгодно дарить музеям картины... Можно от налогов закосить (но то тема отдельного разговора, не будем критиковать их отсталую налоговую политику, нам бы со своей разобраться)... Плюс бонусом - уважение и почёт!!!... И никто не будет смеяться: ЗАЧЕМ МУЖИКУ СТОЛЬКО ЯИЦ??? Фаберже???...

В окрестностях Майами и посетил десяток-другой галерей... Большая часть просмотренных заведений была в районе местечка ПАЛМ БИЧ, что в сотне километров к северу от Майами... Это местечко расположено на острове, 15км длиной и, где-то, километр шириной, с материком он соединен несколькими разводными мостами... Периодически они разводятся - необходимо пропустить очередную яхту... На острове на "первой линии" расположились частные виллы, да и весь он полностью покрыт ими...

К вечеру несколько центральных улиц, забитых пафосными бутиками, наполняется непростыми американскими товарищами... Галереи с искусством, естественно, также здесь... Фасад у всех целиком стеклянный, так что большая часть экспозиции отлично видна с улицы... Естественно, лучшие вещи можно увидеть, не заходя во внутрь... Единственно, раздражает массовое наличие кругом "нимфеток": издалека кажется, по тоненькой, малюсенькой фигурке и микро-юбочке и малюсенькой майчонке - она ищет своего Гумберта... Но, приблизившись, с ужасом понимаешь: нимфеткой она была при живом Набокове... или даже намного раньше... Разноцветная, пятнистая кожа вызывает стойкий, рвотный рефлекс... Радость для педофилов и некрофилов в одном флаконе... Опять досадно отвлёкся, извините...
Просмотренные галереи современного, и не очень, искусства, показались такими: половина из них была чрезвычайно похожей по ассортименту... Их я обозначил, как "ОДНОЯЙЦОВЫЕ", надеюсь они не обидятся... Матрица имён сих галерей написана как под копирку, по этому, со стороны их трудно различить... Конечно, во всех есть поздний рисунок Пикассо и примкнувшего к нему Матисса, опусы Хёрста от 10 тыщ, много однотипных, огромных портретов и современной и не очень скульптуры... Особенно гордятся наличием Чемберленов... Это не тот, кому мы давали наш известный ответ:

ДАВИ ИМПЕРИАЛИЗМА ГИЕНУ
МОГУЧИЙ РАБОЧИЙ КЛАСС!!!...
ВЧЕРА БЫЛИ ТАНКИ ЛИШЬ У ЧЕМБЕРЛЕНА,
А НЫНЧЕ ЕСТЬ У НАС!!!...

Этот Чемберлен - Джон и у него есть не танки, а узнаваемые абстрактные скульптуры из частей разбитых автомобилей, которые он стал ваять с 1957 года... Метровый (то, небольшой) Чемберлен из разрезанных и мятых, разноцветных кузовов стоит от миллиона $...

Другие галереи специализировались, например, на домашних, американских художниках, плотно сидевших под каблуком соответствующих французских импрессионистов... Цены на их картины исчисляются десятками тысяч долларов, созданы они 50-100 лет назад...

Двухметровый, замученный опус с конями и вояками на оных, написанный в конце 18 века, тянул четверть миллиона... Некоторые галереи своим ассортиментом так похожи на многие наши, в которых выставляют самую консервативную, безликую живопИсь, большое количество мебели, ваз...

Ну и, конечно, бесконечное число так называемых антик-салонов, находящихся в нескольких километрах от побережья океана, где стоимость земли и аренды совсем другая... Там в ассортименте больше новоделов под старину, вплоть до сувенирки...

Золотой век продаж дорогого искусства был на побережье лет 10 назад... В кризис многие закрылись или сократили площади экспозиции... Некоторые превратились, фактически, в салоны... Спрос так и не восстановился... Мне кажется, продажи просто переместились из офисов на арт-ярмарки... По сути, арт-ярмарка является аналогом гипермаркета, где в одном месте единовременно можно соединить много потенциальных покупателей и сделать лучшее предложение по ассортименту... Известно, что матрица гипермаркетов нещадно глушит маленькие, частные магазины... Аналогично произошло и на арт-рынке... Большое количество людей уже целенаправленно покупает на ярмарках, так как они сильно заняты, а тут можно многое сразу увидеть, плюс престиж купить на БАЗЕЛЕ, а не в лавке-салоне... Однако, есть и гипергалереи... Как они выглядят? Работают? Какой ассортимент? Где расположены? Попробую дальше ответить на сии вопросы...

Продолжим, про наших рогатых друзей (не хотелось обидеть баранов, а то Гринпис и вся прогрессивная общественность нас не поймёт)...

Давеча, по приезду в самую свободную, демократичную страну всех времён и народов - был страшно напуган... Мне сказали, что у нас медведи больше не ходят по улице... всё гораздо хуже... унижают самых беззащитных, самых таких... не дают им парады проводить на Красной площади... Я возмутился также сим безобразием, за компанию...

Чтобы меня прогрессивная, либеральная общественность ТАМ не заподозрила в чём-то таком - я сразу исправился... Купил розовые очки и кроссовки... Сразу стал своим... То была глупая присказка, теперь по делу...

Как выглядит серьёзная, финансово-успешная галерея в той самой передовой НАШЕЙ стране???... Для непонятливых - ЛИКБЕЗ: НАШЕЙ - это значит не нашей... (Вдруг, кто-то после новогодних возлияний задумает создать ПЕРВУЮ суперуспешную арт-галерею на Руси???... может сгодится...).

Так вот, она находится далеко от побережья, правда, рядом с центральным автобаном... Банальный, прямоугольный, серый ангар из бетона... Высота метров 7, площадь около 1500 кв.м. Стоимость земли и обслуживания минимальны, так скажут продвинутые топ-менеджеры газовых компаний про накладные расходы... Галерея существует и развивается только за свой счёт...Они, конечно, из другой оперетты нежели известные наши ГАРАЖИ, ВИНЗАВОДЫ и УДАРНИКИ, они занимаются успешным ГАЛЕРЕЙНЫМ БИЗНЕСОМ, а не чем-то другим...

В неприглядный ангар - два входа, одинаково скромных, как в Бутово... Зато рядом, при галерее большая парковка... мало ли что... Первый вход чаще закрыт - он не для всех... Там уютное помещение для экспозиции (300 м2), как точно скажут наши бизнесмены, для очень элитного продукта... Не будем с ними спорить, а то инвестиций не получим... На стендах отлично смотрятся картины и в 3 метра высотой и более... Тут же и вездесущий Чемберлен (напомню, с семизначным прайсом)... и не один... Добавлю, что галерее 40 лет, хозяину - в двое больше и он носит звучную российскую, дворянскую фамилию немецкого происхождения (если не врёт вездесущая википедия)... У нас эту фамилию давно застолбил себе один бард, с известными шлягерами про ГОП-СТОП и ЧЁРНЫЙ ТЮЛЬПАН... Красивая, правильная фамилия - слов нет...

Дальше - следующий главный вход... такой же неприглядный, не то, что салоны на пафосном побережье Майами, в расчёте на случайно-забредшего Гётевского путника или странника али ещё кого-нибудь... Тут некое смежное, равновеликое пространство... метров 400 квадратных... В одной части багетка, 6 столов для примерки (несколько часов назад встретил в нашей мало-габаритной, багетной мастерской великолепного Никаса и подумал, как ему там было бы хорошо)... Во второй части смежного с багетом помещения - экспозиция художников в ценовой категории мидл-класс (10-30тыщ $)... Тут же сотенка постеров, поставленных стопками друг-за друга, так , чтобы каждый следующий полностью не перегораживал предыдущий... Здесь выставлены самые недорогие постеры от 19$ до 1000... Причём, отличная рама на самом недорогом постере (19$), если её заказать у них же, будет точно больше 150$ плюс постер больше сотки, итого 250 и ещё месяц ждать и тут тебе сразу за 19!!!....СУПЕРИНВЕСТИЦИЯ..."Нормально, Григорий!!! Отлично, Константин!!!" - прям по Жванецкому, не подумайте что... Почему это..., зачем и кому это нужно???...

Далее о самой интересной части галереи, закрытой для всех..., (но не таких художников-колхозников, как я)... Там складские помещения комплектующих, а также производство продукции класса масс-маркет, как скажут продвинутые топ-менеджеры, готовые заказы продукции для отгрузки... НУ ПРЯМО БЛАГОДАТЬ!!!.