Людмила Уразова.
Горизонты абстрактного. Интервью с художниками-абстракционистами.
Сегодня речь пойдет о художниках-абстракционистах: С.Н. Некрасовой, Ю.А. Раковском и Ю.М. Скопове. Картины этих авторов демонстрировались на самых престижных выставках отечественного авангарда: «Абстракция в России. XX век» (Русский музей, 2001 г.) и «Абстракция в Москве» (Третьяковская галерея, 2003 г.).
Авторы «Популярной художественной энциклопедии» утверждают, что абстракционизм возник в 1910-ых годах XX века. Но, если смотреть шире, корни абстракции уходят в магический орнамент, в тайны геометрии, в звучную силу цвета, сияющего радугой. Все это заново открыл модерн, на излете существования которого родилось абстрактное искусство – детище предшествующих течений – кубизма, экспрессионизма и футуризма. Свой вклад в развитие абстракционизма внесла и Россия. Имена двух великих русских абстракционистов знает весь мир. Это Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) и Казимир Северинович Малевич (1878-1935). В славной плеяде первооткрывателей новых горизонтов абстрактного значатся наши соотечественники: М.Ф. Ларионов (1881-1964), Н.С. Гончарова (1881-1962), В.Е. Татлин (1885-1953), Л.С. Попова (1889-1924).
На протяжении всего двадцатого века абстрактное искусство оказывало ощутимое влияние на архитектуру и дизайн, пластику и мебель. В советское время интерес к абстрактному служил формой протеста против засилья соцреализма и подогревался успехами заокеанских абстрактных экспрессионистов (Дж. Полок и др.) и постоянными выставками польского плаката, вобравшего в себя все лучшее, что мог дать ему авангард. В такой атмосфере сформировалось творчество С. Р. Некрасовой. Нужно было обладать большой гражданской смелостью, чтобы противопоставить поиски в области абстрактного общепринятым нормами художественно-эстетических взглядов, господствовавших тогда в СССР.
С.Некрасова. «Об Искусстве». Х., м., 150х110, 1991
Светлана Романовна Некрасова приехала в Москву из Тамбова, в 1956 году окончила художественный факультет Текстильного института. В 1958 году впервые участвовала в выставке на Кузнецком мосту. Работа дизайнером на промышленных показах научила ее понимать специфику пространства в его временной протяженности, что нашло отражение в ее живописи. «Определить позицию и ситуацию картины во времени и пространстве, владеть ею может только профессионал, - рассказывает Светлана Романовна. - Все постигалось мною не сразу. Завеса над тайнами мастерства приоткрывалась постепенно. Стало выясняться, что определить все возможности краски нельзя, они неисчерпаемы, что многие их поведенческие характеристики сформированы в законы изобразительного искусства, что можно стремиться к их пониманию, к проникновению в их сущность. «Наука» искусства не противоречит свободе, обогащает ее духовной красотой творчества. Возможности изобразительной пластики не ограничены в создании картины, язык абстракции прост. Если следовать ему, можно создать настоящее произведение искусства, картину, которая станет твоим другом. Сама по себе картина – вне времени, тем более – вне моды. Это просто большая интеллектуальная, духовная ценность. Картина всегда ждет человека, потому что соразмерена с масштабом человеческой личности».
Ю.Скопов. «Прогулка». Х., м., 200х150, 1991
Юрий Михайлович Скопов родился в Егорьевске, закончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, вобравшее в себя лучшие традиции раннего русского модерна, учился на художественном факультете Московского Педагогического института. Но столичная жизнь не увлекла талантливого мастера. Он остался верен Егорьевску. Там живет и работает и сейчас. Преподает рисунок и живопись в художественном колледже и в средней школе. Картины Юрия Скопова были приобретены Министерством культуры, экспонировались не только в России (Третьяковская галерея (Москва), Русский музей (Санкт-Петербург), Егорьевск, Калининград), но и в Национальном музее Будапешта (Венгрия), в Бостоне (США), принадлежат посольствам Литвы, Кипра, Люксембурга, Германии. Художник принимал участие в выставке «Русская провинция» в «Галерее Валентина Рябова», где его работы «Русская красавица» и «Портрет» привлекали внимание посетителей вспышкой насыщенного, открытого экспрессивного цвета и близкого к неповиновению рисунка.
«Еще в начале далеких 70-х годов я стал писать плоскими цветными линиями «сюжет» картины, разрывая предмет изображения на условные цветовые овально-округлые формы, открывая тем самым пространство множества сюжетных плоскостей, - рассказывает Юрий Скопов. - Линия заменила собой объем предмета, плоскость и объем самой картины. Творческие цели картины раскрываются постепенно в общении со зрителем теоретическим освобождением пространства, насыщенного духовной энергией. В этом кроется тайна воздействия картины на психику человека во все времена, в прошлом, в настоящем и в будущем. А сегодня, мне кажется, возникает новое представление о картине как о послании человека-художника человеку-зрителю… Живопись – это искусство вечного движения, из мгновений которого складывается картина. Для меня абстрактная форма наиболее «маневренна» при выборе новых решений, и наиболее отвечает склонностям моего художественного мышления. Важен реализм конкретной художественной проблемы, воплощенной в картине. Близким мне всегда был русский авангард ХХ века».
Мысль о новом понимании картины, о ее новом предназначении в XXI веке подхватывает Юрий Александрович Раковский. Период его творческого становления совпал с долгожданной духовной свободой конца 80-х годов, когда абстрактное искусство перестало быть запретным. Андеграунд вышел из подполья. Думается, что путь к авангарду был предначертан Юрию самой его биографией. Родившись в Волгограде, окончив детскую художественную школу, он попал в Витебск – город великого Марка Шагала, чей дух словно незримо витал над художественно-графическим факультетом Государственного педагогического института им. С. М. Кирова, где с 1981 по 1986 год учился Юрий Александрович. Там, в Витебске, в 1988 году в магазине «Книга» была организована первая персональная выставка произведений молодого художника. Переехав в Москву, Юрий удостоился чести показать свои работы в Польском Культурном Центре (1994 г.). Славная традициями польского дворянства, фамилия, доставшаяся художнику от его обрусевших предков, возможно, сосланных в Россию еще в XIX веке за участие в польских восстаниях против царизма, прочно укоренила его приверженность к духовному наследию далекой исторической родины. Польша вошла в его жизнь интересом к современному дизайну, к новаторству польского плаката. Но самое большое влияние оказал на Юрия Раковского великий Казимир Малевич. Возможно, именно Юрий Раковский является самым достойным наследником традиций творчества Малевича – блистательного классика мирового авангарда XX века.
Ю.Раковский. «Анализ картины Малевича. Традиции русского авангарда. Версия №48». Бумага, акварель, 29,5х21, 2002
Когда смотришь на картины Раковского, его связь с современным авангардным искусством Польши становится очевидной. Так непостижимо действует генетический код. Впрочем, наверное, любые жизненные явления оставляют след в душе художника. Так, в картинах Светланы Некрасовой угадываются яркие краски Самарканда, полосатые узбекские ткани, отголоски картин Кандинского. В живописи Юрия Скопова есть неповторимое очарование типичной русской провинции с ее лукавым юмором и сатирической насмешкой. Традиции великого отечественного авангарда ведут по жизни Светлану Некрасову и двух Юриев - Скопова и Раковского. Теоретиком этой группы художников по праву считается Юрий Александрович Раковский. Он утверждает позиции классической Московской школы живописи. По его мнению, это центр устойчивого творческого бытия дерзновенных профессионалов, стремящихся в своей художественной практике к духовному обновлению жизни современников. Сегодня творческая традиция вобрала в себя все аспекты развития творческого духа в искусстве - от абстрактно-авангардного до реалистического.
«Знак и образ затягивают современного человека в равнодушную бесконечность знакомого, привычного потока жизненных впечатлений. В сегодняшнем искусстве все его философское содержание должно уступить место внутреннему человеческому измерению, – утверждает Юрий Раковский. - Сейчас актуальна работа с простыми пластическими формами изобразительного языка, т.е. актуальна абстракция. Она содержит в себе огромную силу воздействия. Наша приверженность к абстрактному – не прихоть, а познанная необходимость. Она дает нам радость творческих озарений. Мы признательны «Галереи Валентина Рябова» за поддержку нашего творчества на протяжении почти десяти лет сотрудничества».