Назад к списку новостей

"Заметки о современной фотографии". Статья фотохудожника Александра Копелева.

Мне близко высказывание Альфреда Стиглица (Alfred Stieglitz): "Хочу обратить ваше внимание на наиболее популярное заблуждение насчет фотографии – термин «профессиональная» используется для удачных, по общему мнению, фотографий, термин «любительская» – для неудачных. Но почти все великие фотографии делаются – и всегда делались – теми, кто следовал фотографии во имя любви — и уж никак ни во имя наживы. Термин «любитель» как раз предполагает человека работающего во имя любви, так что ошибочность общепринятой классификации очевидна".

Жанры моих работ это обнаженная натура, пейзажи, портреты и архитектура Москвы. Мои камеры 1923 г. Voigflander 9х12 см., Bronica G-1 6x7 см., Moskva-2 6x9 см.

Так же мне интересна классическая фотография, я делаю прямую Броможелатиновую фотопечать и тонирование в нескольких растворах. Это понятно не многим, а вот изображения могут оценить практически все.

Особо хочется отметить следующее: в минерализующих виражах происходит химическое превращение металлического серебра изображения в стойкие к окислению и нерастворимые в воде минеральные пигменты. В фотографической консервационной практике широко известны сернистые и селеновые виражи.

В первых серебро изображения превращается в сульфид серебра, который по своей химической стойкости превосходят

многие пигменты, применяемые в живописных красках. Сохраняемость отпечатков после использования консервирующих виражей определяется сохраняемостью бумаги, и при надлежащих условиях хранения вполне может достигать трехсот лет и более.

Почему сепия важна для меня?

Имея возможность видеть архивные фотографии в Союзе фотохудожников России, стараюсь сохранить свои работы соответствующим образом на долгое время. Приведу выдержки из статьи в Журнале "Фото и Видео" N 2005-08.
"Мысли о вечном".

"Действительность оказывается не слишком оптимистичной. Старейший производитель цветных фотокиноматериалов компания Kodak гарантирует срок сохраняемости своих цветных слайдов 34 года и цветных отпечатков — 17 лет при соблюдении регламентированных условий обработки и хранения. Практика хранения в России цветных оригиналов, выполненных на материалах этой фирмы, показывает их удовлетворительную сохраняемость в течение 35–40 лет. Это достигается за счет тщательной химико-фотографической обработки, предусматривающей необходимое количество водных промывок, и применением стабилизирующей ванны, содержащей формальдегид".
О сохраняемости цветных отпечатков, получаемых на струйных принтерах, сегодня сказать что-либо трудно из-за отсутствия опыта их хранения. Заверения производителей бумаг и чернил очень противоречивы и малодостоверны. Широкое применение в этих материалах синтетических полимеров, красителей и пигментов дает право полагать, что сохраняемость подобных отпечатков не превышает сохраняемости изображений, получаемых на цветных фотобумагах. Использование бумаги с полиэтиленированной подложкой и органических, а не минеральных пигментов не внушает оптимизма относительно столетнего (по заявлению некоторых производителей принтерного оборудования) срока хранения таких отпечатков.

Не существует пока возможности длительного хранения фотографического изображения и в цифровом виде. 13 июля 2004 года по российскому телевидению был показан фрагмент интервью с президентом компании Microsoft Биллом Гейтсом.

Он сообщил, что CD и DVD-носители не являются прочными конструкциями, поскольку построены из очень длинных молекул полимеров. Такие полимеры быстро стареют, и это приводит к тому, что носитель коробится, крошится и его невозможно воспроизвести. Президент сообщил также, что в компании Microsoft будет разработан специальный сервер высокой информационной емкости, который сможет решать проблему длительного хранения цифровой информации (разумеется, за абонентскую плату).

Практика показывает, что сохраняемость серебряно-желатинового изображения может составлять 60–80 лет, что достигается обработкой в двух фиксирующих растворах и очень длительной промывкой в воде (2,5–3 часа).

Однако даже 20-часовая водная промывка не обеспечивает полного удаления гипосульфита и его серебряных солей из подложки и слоя изображения. Эти нежелательные примеси ускоряют коррозию серебра изображения. Дальнейшей обработкой отпечатка в растворе разрушителя гипосульфита, содержащем перекись водорода и раствор аммиака, можно довести сохраняемость изображения до 90 лет.

В минерализующих виражах происходит химическое превращение металлического серебра изображения в стойкие к окислению и нерастворимые в воде минеральные пигменты. В фотографической консервационной практике широко известны сернистые и селеновые виражи.

В первых серебро изображения превращается в сульфид серебра, а во вторых — в селенид. Известны также теллуровые виражи, но из-за сложности проведения процесса они не нашли применения. Сульфид и селенид серебра по своей химической стойкости превосходят многие пигменты, применяемые в живописных красках. Сохраняемость отпечатков после использования консервирующих виражей определяется сохраняемостью бумаги, и при надлежащих условиях хранения вполне может достигать трехсот лет.

Нуждается в консервации и фотографическая желатина. По своей химической природе она является белком (полимером, состоящим из различных аминокислот, соединенных в полипептидную цепь), получаемым из продуктов животного происхождения — костей и шкур крупного рогатого скота. Чистая желатина очень гидрофильна и пластифицируется водой. Содержание воды в фотографической желатине составляет 10% и более, что делает ее подверженной грибковому, а в некоторых случаях и бактериальному заражению. Обработка отпечатка в водном содово-формальдегидном растворе значительно снижает вероятность заражения. Денатурированная таким образом желатина по своей сохраняемости превосходит бумагу".

Согласен с Михаилом Каламкаровым и даже цитирую его:
"Некоторые греческие амфоры – произведения искусства. Горшки – нет. Даже имеющие форму амфоры. Они лишь редкости, раритеты, антиквариат. Богат и счастлив обладатель амфоры. Достоин жалости обманутый владелец ночной вазы.

Произведение искусства возникает лишь тогда, когда художник сознательно выбирает тот или иной инструмент. Мы выбрали фотографический.

Более века назад именно художники обратились к новому инструменту – фотографии. Именно они поняли, что это достижение науки, позволяет не копировать действительность, а осмысливать ее. И именно отпечаток на фотобумаге, а не негатив, становится произведением искусства.

"Станковая фотография ХХI" не объединение фотографов, а собрание произведений. В наши дни, когда недобросовестные галеристы наполняют суррогатами псевдомузейные собрания, мы возрождаем станковую фотографию, как одну из форм изобразительного искусства, существующую наравне с живописью и графикой.

В станковой фотографии инструмент – это не столько камера и увеличитель, сколько кювета с проявителем и руки художника, создающие уникальное произведение. Негатив, лишь полуфабрикат, который можно напечатать миллионом разных способов. И только автор знает как закончить собственное произведение.

Станковая фотография не создается для воспроизведения. Авторский черно-белый отпечаток невозможно полноценно скопировать и тиражировать ни полиграфически, ни при помощи компьютерных технологий, также как невозможно полноценно воспроизвести настоящее произведение изобразительного искусства. Его можно видеть, его можно держать в руках, им можно владеть. Но полноценно воспроизвести его не может даже создатель. И в этом его ценность. Даже авторская копия будет отличаться от оригинала, причем как в худшую, так и в лучшую сторону.

Фотожурналистика расцвела с развитием полиграфических процессов. Фотография стала иной — тиражной. Реклама и глянцевые журналы окончательно превратили ее в полуфабрикат. Модной стала не фотография, но вид деятельности, называемый этим словом, а штамп “фотография — искусство” остался.

Искусство не принадлежит народу. Оно ему не нужно. У него нет утилитарного назначения, у него нет потребительских качеств. Народ сам придумывает как использовать произведение. Прикрывает дырки на обоях, заворачивает в него селедку, накрывает бочки с квашенной капустой. Через много лет специалисты находят эти погибшие шедевры, мучительно реставрируют, и продают ценителям и музеям.

Произведения станкового искусства принадлежат только его создателю и человеку, купившему это произведение. Его можно увидеть, оценить, но обладать им могут лишь избранные. Оставшиеся будут продолжать охотиться за горшками".