БРЮС ХИЛАНДЕР
Арт-критик, постоянный автор "The Huffington post", главный редактор
"The Art Economist"; член Национального фонда искусств
при Белом доме США.

«Сергей Федотов - из России с любовью».
Брюс Хиландер

Брюс Хиландер

Нет ничего более волнительного, чем открытие неизвестного тебе художника; в такой момент твоя работа преподносит нечто совершенно уникальное, надолго остающееся в памяти после первого знакомства. Покойный Иван Карп (Ivan Karp), арт-дилер, который, в числе прочих, открыл Джона Чемберлена (John Chamberlain) и Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg) , однажды сказал мне, что я всегда должен принимать приглашения на выставки, которые стоят в стороне от мэйнстрима художественного мира. К примеру, все приглашения из Северной Дакоты или Тимбукту должны серьезно рассматриваться, так как может появиться счастливая возможность познакомиться с работой неизвестного художника. И, возможно, будет сделано оригинальное, свежее, последовательно расширяющее границы открытие, за энергетикой которого стоит мощный талант.
Этот совет стал для меня, как для человека, пишущего на темы искусства, ценным инструментом, так как несколько раз в моей карьере я сталкивался с художниками, обладающими безмерными интуитивными способностями, которых я бы не заметил, не последуй я своим исследовательским предчувствиям и советам профессионалов.
Именно из-за возможности увидеть новых художников со всего мира, я принял приглашение прочитать лекцию о наследии Энди Уорхола на выставке "Sea Fair", художественной выставке на воде, проводимой на борту мега-яхты, пришвартованной в Сарасоте, штат Флорида. Этот корабль специально сконструирован как многопалубная плавающая художественная ярмарка, посещающая известные порты по всему миру. После своей лекции я, с блокнотом в руке, проследовал на выставку, «охотясь» за особой породой необычных талантов, которых надеялся встретить. Я натолкнулся на амбициозную экспозицию любопытных картин Русского художника по имени Сергей Федотов, и сразу понял, что они в высшей степени необычные и последовательно агрессивны по своей технике и стилю. Передо мной предстал художник, который очевидно занимался живописью не более пятнадцати лет, сделав успешную карьеру физика, он одновременно сохранял не менее сильную извечную страсть к художественной экспрессии, которая, в конце концов, победила в этом бою.
С.Федотов. "Абстрактный весенний пейзаж". 140х120 см., х.м., 2010

С.Федотов. "Абстрактный весенний пейзаж". 140х120 см., х.м., 2010

Вдохновленный эмоциональными переживаниями и сохранившимися впечатлениями визуальной гармонии, художник использовал свое неудержимое стремление к экспериментаторству и интеллектуальное любопытство, развитое его предыдущими увлечениями, для поиска своего уникального голоса на поверхности холста. Мои дальнейшие исследования и тщательное изучение его последнего впечатляющего альбома, отражающего значительную часть его творческой карьеры, привели меня к выводу, что я действительно наткнулся на развивающийся талант, о котором стоит написать, и который я вряд ли нашел бы в среде привычных выставочных проектов. Моя поездка на побережье залива Флориды была, несомненно, благословлена открытием подлинного таланта: этот художник смешивает как нарезку в салате абстрактные повествовательные образы, традиционную этюдную цветовую живопись и агрессивные текстурные поверхности с натуральной, почти примитивной силой и разумно балансирует между старым и новым, изысканностью и наивностью, одновременно вновь и вновь демонстрируя последней серией своих работ связи со значительным многообразием пионеров стиля.

Тщательное и непредвзятое исследование мощных работ г-на Федотова, показывает блестящую перспективу и осознание им присутствия многих основных игроков в истории эволюции современного искусства, и, что возможно более важно, не дает основание предполагать, что художник, выросший в относительной изоляции от основных мировых художественных центров, просто создавал стиль-продолжение уже существующего или принял подсознательное решение следовать той или иной стилистической школе, но развивался на основе интуитивного таланта и жгучего желания самовыражения в абсолютно уникальной манере. Даже не углубляясь в изучение творчества отдельных художников, в определенной степени схожих по стилистике и безусловным элементам некоторых движений, или, в особенности, проводя параллель с ускользающим духовным ароматом таких состоявшихся мастеров как Дюбюффе (Dubuffet), Модильяни (Modigliani), Гоген (Gauguin), Герхард Рихтер (Gerhard Richter) или Филипп Густон (Philip Guston), Федотов создал свой личный обособленный мир вращающихся, зачастую сказочных совпадений.
С.Федотов. "Рыбы". 50х50, х.м., 2005

С.Федотов. "Рыбы".

50х50, х.м., 2005

Любовь художника к живописи очевидна и раскрывается полным погружением в сказочный мир, который будто бы вводит его сюжеты в пост-сюрреалистический транс с частичками и отрывками узнаваемых форм, входящих и выходящих в наше сознание. Очевидно, что Сергей наслаждается своим путешествием в царство, в котором на его портретах оживают такие уважаемые им художники, как Ван Гог (Van Gogh) и Сезанн (Cézanne). В одной серии автопортретов художник запечатлевает свой образ, отраженный в зеркале из его мастерской, что создает драматическое настроение и эхом отзывается в названиях: «Автопортрет из ада», и «Автопортрет в смирительной рубашке». На ум приходят имена таких художников, столь же бескомпромиссных в работе над портретами как Георг Базелиц (Georg Baselitz), Франк Ауэрбах (Frank Auerbach) с его «Голова Руфь Бромберг» и «Вампир атомной эры» Гленна Брауна (Glenn Brown) (представленной на побившим рекорды цен аукционе Сотбис в июне 2012 года); «Исследования к автопортрету» Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon) (с предаукционным эстмейтом на Кристис в $11 миллионов долларов).
Работы Сергея Федотова впечатляют с точки зрения тематики — водовороты пейзажей, в которых раскачивающиеся деревья похожи на гибких танцоров, композиции цвета, отдающие дань уважения современным абстрактным художникам-пейзажистам, таким как Вольф Кан, и удивительным природным новеллам работ Жюля Олицки и Ларри Пунса, которые вплоть до последнего десятилетия славились своими текстурными холстами без намека на реализм.
Сергею Федотову нравится объект, способный выдержать творческий вызов повторного исследования без подражания его выражению. Хорошими примерами его уникальной палитры являются картины с такими сказочными названиями, как «Черный лес», «Весенний лес» и «Дубовый лес». Во многих смыслах эти странные интерпретации, объединяющие ветви деревьев с радужным покровом из ярких листьев, становятся революционным элементом, которого просто нет в работах других художников. В какой-то момент мы осознаем рощу раскачивающихся деревьев, а в следующий — объекты исчезают, уступая место антагонистическим живописным поверхностям, которые поглощают, подобно преднамеренному взрыву астероида, все, что менее могущественно и подвижно.
С.Федотов. "Цветы". 100х10 см., х.м., 2010

С.Федотов. "Цветы".

100х10 см., х.м., 2010

Одной из замечательных граней уникального стиля Сергея является вихревая, идиосинкразическая поверхностная энергия, которую он способен создавать, что позволяет вниманию зрителя легко и подсознательно перетекать с одной стороны холста на другую в непрерывном, заранее определенном порядке.
Также важно и уместно отметить, что художник тщательно продумывает каждый мазок кисти, поскольку он создает физическую и теологическую визуальную раскадровку, которая требует уверенной руки, двигающейся быстро и интуитивно. На самом деле, на некоторых картинах, таких как зима, запечатлено то же самое: удивительный дух, с которым Виллем де Кунинг любил экспериментировать в середине 1970-х, когда он полностью отказался от любых повествовательных отсылок, например к женским формам или абстрактному лицу в комплекте с красными губами. Изящество абстрактных картин Федотова, особенно тех, что посвящены четырем временам года, иллюстрирует землистый колорит, увенчанный нанесением густой краски, смешанной с цинковыми белилами. В великолепно красочной сирени Федотов снова, кажется, отдает отдаленную дань уважения де Кунингу, отцу абстрактного экспрессионизма. Здесь он демонстрирует исполнение, необычно балансируя в верхней половине квадратной картины, где сочные красные тона приятно смешиваются с другими дополняющими цветами, образуя ритмичный хор танцующих пятен, волнообразных царапин и широких, чувственных мазков, которые как бы настраивают на продолжение вечеринки до поздней ночи. Этим работам, кажется, суждено оставаться такими же свежими, как недавно сорванный букет цветов, брошенный невестой через плечо в протянутые руки. В картине "Осень" Сергей снова использует красивые и запоминающиеся мазки кисти, чтобы сформировать образ, который отдает дань уважения краскам осени и делает тонкий намек на то, что эта органическая палитра впадет в замороженную спячку до тех пор, пока ранние ростки весны не начнут пробиваться сквозь землю, начиная новый цикл эволюции цвета. Чистая последовательность разнообразных знаков и импровизированных жестов во всех направлениях продолжает формировать мощную композицию, которая остается в памяти, как первое дыхание весны. Эти многослойные поверхности полны страстных, решительных штрихов, которые в полной мере используют каждое целенаправленное капание, ломаную линию и гармоничные сочетания подвижных форм, которые таинственным образом соединяются друг с другом, как воскресный кроссворд, в конечном счете определяя успех.

В итоге - художник, поэт, любитель риска, философ и физик (и иллюзионист) Сергей Федотов соединил разрозненные важные аспекты своей жизни и воплотил их в одну классическую, завораживающе красивую серию полотен, представляющую союз тщательно и дотошно уравновешенных, казалось бы, бесконечных тем, которые художник готов исследовать, с результатами, которые одновременно удивляют и запоминаются. Эти работы демонстрируют редкий талант, объединяющий эксцентричные, часто едва узнаваемые формы, со страстью и убежденностью, способными воспламенить вечный огонь, и при этом совершающие танец под главную мелодию маэстро, держащего всё под контролем и открыто наслаждающегося оркестровкой гармонии, исходящей из собственной души.
Статья опубликована в изданиях "The Art Economist", "The Huffington Post" (США), а также во 2-м томе альбома Сергея Федотова, изданном Галереей Валентина Рябова в 2012 году.