Ирина Николаевна Миклушевская (род. в 1967) — художник-акварелист с большим стажем, работающий с этим материалом уже более 30 лет не только как мастер кисти, но и как наставник. Увлечение акварельной живописью началось еще в художественной школе, затем получило дальнейшее развитие в учебных аудиториях Суриковского института и Школы акварели Сергея Андрияки. Эта древняя изысканная техника изобразительного искусства интриговала ее и как исследователя, поэтому в 2008 году Миклушевская защитила диссертацию по теме «Романтические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века». Кроме того, в течение многих лет Ирина Николаевна работает со студентами и аспирантами Московской государственной художественно-промышленной академии им С.Г. Строганова и студентами южнокорейского университета Санджин в Сеуле. Творческий размах деятельности художника проявляется также в участии в многочисленных художественных выставках как в нашей стране, так и за рубежом.
Строгановская академия, ставшая для нашего автора «вторым домом» — важное звено в истории отечественной акварели. Из ее стен вышел выдающийся отечественный живописец и акварелист Сергей Васильевич Герасимов (1885 – 1964), смело поставивший эту технику в один ряд со станковой живописью маслом, темперой и даже фреской. Именно он стал инициатором первых акварельных выставок 1950 – 1960 гг., обратившихся к широкому кругу молодых художников и поклонников изобразительного искусства. Вспоминая о больших исторических традициях акварели в стенах МГХПА имени С.Г. Строганова нельзя не вспомнить о классиках искусства второй половины XIX — начала XX века, работавших здесь. Это академик М.В. Васильев (1821 – 1895), преподававший в Строгановском императорском училище «Рисование цветов акварелью», а также великий русский живописец М.А. Врубель (1856 – 1910), благодаря которому здесь был впервые введен новый предмет — «Стилизация цветов». Акварельный пейзаж в стенах училища развивался в русле таких художественных направлений, как реализм и импрессионизм, в творчестве не менее прославленных мастеров, в числе которых К.А. Коровин (1861 – 1939) и его ученики. Акварельная анималистика утвердилась в Строгановской академии также довольно рано, однако наивысшего расцвета достигла в 1960-е годы, когда здесь работал «чудесный зверописец» В.А. Ватагин (1883 –1969), знакомый всем хотя бы по знаменитым иллюстрациям к «Маугли» Р. Киплинга.
Создается впечатление, что И.Н. Миклушевская опирается на традиции великих мастеров, поддерживая линию преемственности. В творчестве художника мы найдем и пейзаж, и натюрморт, особенно с изображением цветов, и анималистику. Важно отметить, что пейзаж Миклушевской — это, прежде всего, море в огромной серии пленэрных этюдов и завершенных станковых композиций, сделанных в Приморском крае, Южной Корее, Китае, Индонезии, Цейлоне и других странах Юго-Восточной Азии. Это эпическая мощь безбрежного ландшафта, причудливые скалы, обрамляющие бухты, потоки света, пробивающиеся сквозь волны, закаты и рассветы, и даже такой природный феномен, как звенящая «шуга», — мириады мерцающих мелких льдинок в океанских волнах заливов Владивостока. Движение волны многообразно, и передать его непросто. Это не только падающая лавина воды, но и разбивающиеся о камни гребни, напоминающие солнечные протуберанцы, облака брызг и эффекты неожиданных цветовых переходов. Стихия, не покоренная человеком, но требующая особого уважения, согласия, — вот что такое море в интерпретации Миклушевской. В её маринах воссоздается особая атмосфера со множеством контрастов, для изображения которых хорошо подходит как прозрачная, так и многослойная акварель. Неслучайно наш автор отмечен престижным дипломом победителя Открытого конкурса художников, посвященного 190-летию со дня рождения великого русского пейзажиста А.П. Боголюбова, именно в номинации маринистической живописи (2014 г.).
Особенно роскошной техника многослойной акварельной живописи предстает перед нами в серии большеформатных натюрмортов, с исключительным мастерством передающих богатые фактурные эффекты различных материалов: яркой глянцевой глазури керамики и мягкого ворса старинного узорчатого ковра, рыхлой сочной мякоти арбуза и упругой плоти персиков и лимонов, полупрозрачного цветного стекла, сияющего блеска медной посуды, отражающей свет, и матовой поверхности старой серебристой бревенчатой стены. Драгоценная переливчатость красок сложной многослойной живописи приковывает внимание и уравнивает акварель с правами полноценной станковой картины. Садовые сезонные цветы — особая страсть художника — пленяют непосредственностью взгляда, этюдностью, сиюминутностью, попыткой передать мгновение, момент в переменчивой жизни растения: прихотливо распустившиеся чашечки лилий, роз и пионов, только что лопнувшие бутоны и опадающие лепестки в непрерывном круговороте времен года. Свет, пробивающийся сквозь цветки и листья, обогащает палитру автора, создавая особый иллюзионистический эффект трехмерного натурного объекта. Жанр изображения животных — один из самых сложных для любого мастера изобразительного искусства. Он требует особой внимательности в передаче характера и выразительной пластики позы непоседливой модели, явно не привыкшей к позированию. «Уссурийский тигренок» — один из героев этой истории, в облике которого передаются и беззащитность, и хрупкость, и сила еще не окрепшего хозяина Дальневосточной тайги.
В неброской красоте среднерусской природы — кронах густых, «разлапистых» елей, золотистых осин, берез и пожухлой травы, в холодных, отражающих небо водах — мы находим «вечную» тему «пейзажа — настроения», появившегося в русской живописи благодаря А.К. Саврасову и И.И. Левитану. Полноценная жанровость, своеобразная «картинность» ставят их в один ряд с лучшими произведениями российской реалистической живописи, бережно сохраняющей свои высокие традиции.