Хабарова Александра

Живопись
Биография >>
откроется по клику
Художник Александра Хабарова о себе и своём творчестве:

«Я родилась в Ленинграде. Рано вышла замуж. Мой муж - моя первая и единственная любовь. Два сына и три внука. У меня нет специального художественного образования. С мужем много путешествовали по Европе. Посетили знаковые города. Мое знакомство с импрессионизмом произошло в Париже, в музее д'Орсе. Это было потрясением. А писать я начала не так давно, лет 5 тому назад. Мы с мужем переехали за город в прекрасное место недалеко от Павловска. Окна моей гостиной выходят на лес. Красота рассветов и закатов. У нас есть сад. Природа сотворила чудо и подарила мне возможность писать работы».

Основные выставки:
Художественная галерея г.Пушкин, февраль 2023 г.
Выставка в рамках форума «Женщины в современном мире бизнеса», март 2023 г.
Персональная выставка «Зажечь огонь творчества», галерея «Мастер», г.Санкт-Петербург, октябрь 2022 г.

Интервью с художником
Александра Хабарова: «Когда передо мной холст, масляные краски, палитра... Всё вокруг исчезает».

Александра Хабарова

художник

- Александра, расскажите, пожалуйста, как вы начинали ваш путь художника? И как давно?

- Произошло это на самом деле не так давно, года 4-5 назад. Я никогда в жизни не рисовала. И не задумывалась об этом никогда. Однажды все изменилось. Первое потрясение со мной случилось в Париже, в музее Д’Орсе! Именно там я впервые увидела импрессионизм, который меня потряс до глубины души. Насколько я помню, это был Дега. Меня поразили красные бусы и ярко-накрашенные губы, черный силуэт с короткой слегка задранной юбкой. Это было настолько вульгарно и притягательно, что оставило след в моей душе. А несколько позже, холодной осенью, муж подвез меня до станции по пути на работу. И у меня было буквально 5-7 минут, чтобы насладиться закатными пейзажами. В городе не увидишь ту красоту, которую я увидела тогда. Все было ярко и доступно.
К этому прибавились впечатления от нашей поездки в Испанию, где совершенно другой народ, где море, солнце, сочетание холодной осени в контрасте с теплым жарким климатом, нашими людьми более консервативными, одетыми в такие серые темно-коричневые тона. И я почувствовала, что могу, что хочу взять холст и писать эту осень, это море…
Конечно же, мои близкие были очень удивлены, когда я купила холсты, краски, причем сразу же масленые, потому что прочувствовать это живое, органичное на холсте можно только с маслеными красками. И с тех пор меня было не остановить.

- А кем вы были до того, как стали художником? И чем параллельно вы еще занимаетесь?

- У меня есть свой бизнес, уже достаточно давно, почти 20 лет. Были ошибки, но они мои, успехи тоже мои. Конечно же, рядом со мной всегда мой муж. Но сейчас фирмой занимаются мои сыновья, поэтому я несколько лет тому назад позволила себе роскошь уйти на удалёнку, бизнес мой работает, а я общаюсь с партнерами, клиентами по телефону. Меня это абсолютно устраивает.

Бизнес построить было нелегко, потому что мы жили с мужем в военном городке, в Подмосковье, попали туда по распределению. Были непростые времена, когда не платили зарплату, у нас было 2 детей. Моя подруга ездила челночницей в Турцию. Она предложила мне разносить вещи по квартирам. Ранее я никогда не работала в торговле. Если коротко, я именно так познакомилась со своим будущим шефом, который мне тогда сказал: «Ты удивительно легко и непринужденно предлагаешь мне то, что мне не надо, но я у тебя покупаю как под гипнозом». И позвал меня работать к себе. Это была Москва, достаточно крупная фирма. И я там постепенно научилась многому. Позже мы решили, что пора вернуться в родной город, пока еще мы молоды, пока еще в силах создать свое пространство, свой уют. И перевезли всю семью. Старший сын тогда заканчивал институт, младший еще учился в школе, муж служил в армии. Собственной квартиры не было.

В прошлом я закончила английскую школу. Это помогло мне устроиться переводчиком в небольшую фирму по закупке сувениров, кожгалантереи. О такой работе я мечтала всю жизнь. Я общалась с немцами, итальянцами, французами. Бизнес же на тот момент был для меня чем-то очень далеким. Но, не сработавшись с начальницей, я ушла, поняла, что устала выполнять нелепые поручения и устала от людской неблагодарности. Это подтолкнуло меня открыть свое дело. Да, было трудно, тяжело, где-то с ноткой авантюризма. Но до сих пор мы ежедневно одерживаем победы.

- Александра, не так давно состоялась ваша выставка «Зажечь огонь творчества», вы готовились к ней много лет. Какова ее основная идея?

-Знаете, я об этом думала. Одно из самых больших достижений художника, это не только когда работы покупают (хотя это тоже здорово), а когда кто-то подходит к твоей картине, останавливается и смотрит, отходит и подходит еще раз. Что-то его притягивает, он хочет еще раз посмотреть. Наверное, именно это для меня является самым приятным моментом. И именно это отражено в названии выставки.

- Вы пишете маслом?

-Да, пишу маслом, использую кисти, мастихины. Это такие лопаточки, они имеют разные формы. Недавно попробовала сухую пастель, мне было интересно, но она не произвела на меня никакого впечатления, равно как и акварель.

- Масло – это серьезный материал. Чем вам нравится масло?

- Акварель всегда более блеклая, по цветовой гамме уступает масляной. Масляная краска всегда более насыщенная.

Когда передо мной холст, масляные краски, палитра... Все вокруг исчезает. Масленая краска оказывает на меня волшебное воздействие. Когда я вижу в той же «Лавке художника», новый оттенок, я радуюсь как ребенок. Для меня масляная краска – это кусочек того волшебного мира, в котором есть я, холст и мое воображение.

- Александра, на вашей выставке я заметила, что многие ваши работы довольно небольшие по размеру. Можно ли сказать, что вы часто пишете под влиянием эмоций, впечатлений?

- А я вот даже не знаю, как это объяснить, почему они такие маленькие. Как же грустно, что они такие маленькие висят в таком большом зале (смеется)

Однажды ко мне приехал мой брат - художник, увидел мои картины и говорит: «А почему они такие маленькие? Если ты хочешь делать выставки, то у тебя должны быть большие полотна, чтобы люди тебя заметили»… Наверное, вы правы, я действительно частенько пишу картины под влиянием эмоций, выплескиваю на холст определенные впечатления и чувства. А бывает так, написала я картину, отложила ее в сторонку, а спустя короткое время возвращаюсь к ней и переписываю полностью. И когда я такую картину показываю мужу, он просит: «А покажи, что было раньше?». И ему не верится, что пруд стал садом, а гном прекрасной девушкой, день преобразился в ночь, а ромашковое поле в синее море.

Конечно же, на моей выставке представлены не все мои работы, но все же. Скажите, каковы ваши впечатления? Только искренне.

- Александра, я бы сказала, что ваши полотна напоминают мне фото. Не в том смысле, что вы запечатлеваете какие-то объективные картинки реальности. А в том, что вы ловите «в кадр» эмоции и впечатления, которые испытываете в определенный момент. Некоторый психологизм. Есть такие фотографы, которых тоже называют импрессионисты, и они снимают аналогичным образом.

А вы можете рассказать о какой-нибудь вашей работе, которая вам самой откликается больше?

- Почему-то мне больше всех нравится «Розовый туман». Там, где кувшинки, клубится розоватый туман, а справа маленькая девочка в сиреневом платье. Одна из моих поклонниц написала, что эта работа ей напоминает кувшинки Клода Моне, а эта девочка либо внучку Моне, либо просто юную спутницу. После такого комментария я посмотрела на эту работу совершенно другими глазами и действительно увидела кувшинки как у Моне.

- Александра, поделитесь, пожалуйста, вашими творческими планами.

- Пообщаться с художниками, продемонстрировать им свои работы. Именно с художниками. Получить от них обратную связь. Поэтому в ближайшее время хочу съездить в Павловск, где при Павловском дворце есть Академия художеств. Показать там свои работы. Мне скоро приедет шикарный каталог, а значит я туда проеду не с пустыми руками.

- Расскажите, чем бы вы еще хотели поделиться с нашими читателями?

- Я бы хотела сказать всем женщинам, девушкам, что не стоит забывать о себе. Важно делать себе подарки. Сделайте себе фотосессию, позвольте рукам мастера подготовить прическу, визаж, одежду, посмотрите на себя со стороны. Лично я никогда не страдала отсутствием внимания, считала, что я действительно красивая женщина. Но с годами ты теряешь это, самооценка падает. Однако недавно я сходила на фотосессию… Когда мне сделали прическу, когда я увидела свое отражение, я подумала: «Господи, да я такая красавица». Устройте себе такой же праздник, сходите на фотосессию. Это удовольствие доступно в любом возрасте.

Беседовала: Василиса Демидова.