СТАТЬЯ
Валентин Рябов
(искусствовед, арт-критик, владелец галереи).

«Художник Сергей Федотов — ментальный провокатор».

Художник Сергей Федотов.

Участие в зарубежных выставочных проектах — дело совсем не дешёвое, суммы затрат могут колебаться от нескольких десятков до сотен тысяч долларов за мероприятие. Однако, другого пути нет, в ином случае художник остаётся «за бортом» мировой культурной жизни.

Несмотря на бурное развитие интернет-пространства как площадки, на которой строится новый художественный мир, крупные выставочные форумы с живым общением художников, коллекционеров, владельцев галерей, кураторов никто не отменял. Там формируются имена, популярность, рейтинги, цены.

А как можно заменить «живой» контакт с произведением искусства на картинку с монитора компьютера, особенно если художник использует традиционные материалы и техники, присущие академическим жанрам, и, в добавок ко всему, смело экспериментирует на холсте, выходя за пределы плоскостных возможностей экрана? Монитор не передает всю глубину замысла и мастерства художника, владеющего техническими приемами лессировки, не передает игру цвета и фактуру масляной живописи — это уникально! Тут никак не обойтись без визуального, ментального и даже тактильного контакта.
На фоне титульных для американской поп культуры имён Раушенберга, Чемберлена, Уорхола, Хёрста — новое поколение художников уходит в ещё более недосягаемые изобразительные пространства. И только редкие мастера пытаются передать энергетику современных образов через соприкосновение с красками и холстом.
Тенденции возврата к изобразительному искусству, которым владели старые мастера, приветствуются и любителями современной живописи в Штатах. Самый посещаемый стенд на последнем Арт-Базеле в Майами – коллекция фонда Рокфеллера с картинами Шагала, Пикассо, Ренуара...
Молодая американская культура идёт от простого к сложному, развиваясь по спирали быстрыми темпами, осваивая и впитывая лучшие мировые достижения, перерабатывая или включая их целиком в бренд «Made in USA». Очевидно, что такому эволюционному развитию способствует целый ряд условий, которые не меняются даже во время кризиса. В этом мы ещё раз убедились в очередной приезд в Лос-Анджелес с новой коллекцией Сергея Федотова.
Стенд Галереи Валентина Рябова с экспозицией картин Сергея Федотова на «LA Art Show» (Лос Анджелес, США).
Картины художника, если так можно выразиться, не разрушают установившихся фундаментальных представлений американской публики об искусстве и не пытаются доказать превосходства той или иной школы. Каждый «piece of art» Федотова провоцирует генетическую память, которую получили в наследство от своих отцов и матерей нынешние покупатели модного искусства и коллекционеры. Да, да! Именно на этом уровне идет подсказка сознанию: мы жили с этими картинами когда-то раньше, и это было прекрасно! Как советские люди воспитывались на учебнике «Родная речь», где иллюстрациями к тексту были использованы Поленовские и Левитановские пейзажи из собрания Третьяковки и Русского музея, и теперь эти образы навечно в нашем сознании и национальной самоидентичности.
«…В Америке издавна существовали художники, исторически тесно связанные с экспрессионизмом, на которых оказали сильное влияние живописцы из России, так что в исторической ретроспективе все наши художники появились гораздо позже. А то, что появился современный художник, который основываясь на традиционных художественных формах, создал абсолютно новую концепцию – это просто удивительно для американцев. Так что, я думаю, для многих современных американцев, любящих экспрессионизм, Сергей, если так можно выразиться, «деликатес»…»
Ли Энн Лестер
Организатор арт-шоу «MIAMI SEA FAIR».

Провокационно-восстанавливающая картина Сергея Федотова на вставке в США.

Думаю, о живописи Сергея Федотова, применительно к американскому рынку, можно говорить как о «провокационно-восстанавливающей». Она провоцирует по чуть-чуть, через правильно подобранный формат, цвет, фактуру, иногда через крик души. Провоцирует свежие нотки вкуса, позитивные ощущение жизни, утраченные в повседневной текучке дел. Восстанавливает подачу тех или иных живых образов в сознание, как в голливудском блокбастере «Вспомнить всё» со Шварцнеггером главный герой вспоминает себя и своё желанное прошлое, в которое стоит вернуться в сегодняшнем настоящем.