СТАТЬЯ
Роберт Ротшильд
(Известный собиратель, знаток и историк современного искусства, США).

«Текстурные динамики Сергея Федотова».

Роберт Ротшильд

Родившийся в 1968 году в Москве, Сергей Федотов работал физиком до тех пор, пока страсть к живописи не превзошла его интерес к научным исследованиям. Федотов быстро развивался как художник, впитывая влияния различных мастеров и направлений, которые, в конечном итоге, превратились в основные характеристики и концепции его личного стиля.
Одними из наиболее важных источников, повлиявших на его искусство, стал немецкий экспрессионизм с его эмоциональностью; произвольная цветовая гамма и необузданные мазки кисти Фовистов; тенденции к абстракции формы, проявленные в конце XIX-го и начале XX-го веков в работах Гогена, Ван Гога, Сезанна, Матисса и Пикассо; картины и философия Кандинского. Дальнейшее влияние на Федотова оказали портреты Явленского и чувственные натюрморты Сутина. Движение абстрактного экспрессионизма середины XX-го века с его необъективным, зачастую направленным на внутреннее восприятие сюжетом, характерной свободной работой кистью и стилем «живописи действия» в применении текстуры и цвета на холстах, является одним из наиболее важных элементов в развитии стиля Сергея Федотова. Живописный мазок, взрывной колорит, подчеркнутая фактура, динамичное движение всей композиции, эмоциональные отклики, вызываемые произведением — неотъемлемые черты картин художника.
Мощная, энергичная, сильная и живая работа кистью Федотова является уникальной особенностью его картин. Он наносит масляную краску обильно, быстро, уверенно и с огромным удовольствием, и картинам передаётся жизненная сила его смелой кисти. Кроме этого, он использует свой мастихин, чтобы нанести краску на холст, а также чертит, мажет, штрихует, взмахивает и втирает масляную краску в поверхность полотна. Выполненные мазки получаются разной длины, толщины и конфигурации, а замысловатые, энергичные движения и узоры наполняют их собственной жизнью. Краска и способ ее нанесения часто становятся истинным сюжетом и смыслом существования картины.
Сергей Федотов. "Испанка". 90х70, х.м., 2005

С.Федотов. "Испанка".

90х70, х.м., 2005

Завораживающие фактуры, характерные для картин Федотова, также являются результатом его работы кистью и способом нанесения краски художником. Текстура варьируется от плоских, зачищенных участков, на которых видны оголенные переплетенные нити холста, до плотных, тяжелых пастозных мазков краски. Его искусство показывает трепетное отношение к самой краске и фактическому процессу нанесения ее на холст. Фактура, во всей ее богатой сложности, составляет неотъемлемую часть законченного произведения Федотова...

Картины Сергея Федотова взрываются цветом. Кажется, он упивается чистым наслаждением от того, что использует тысячи мазков самых разнообразных цветов на каждом из своих полотен. Художник плодовит и использует очень разне цветовые схемы в своих картинах. Цвета смешиваются, гармонизируют и дополняют друг друга в одних работах, но в других - сталкиваются, воспламеняют или возбуждают друг друга. Цвета иногда служат описаию центральной фигуры или цветка, но их главная цель - выразительность; они существуют в этом контексте, а затем вплетаются в общую эстетику картины.

Цвет, текстура и мазок кисти создают сложные по выражению композиции, которые полны активности. Поверхности холстов Федотова наполнены удивительными цветовыми сочетаниями, непрерывным движением и интересными участками, созданными цветом, мазком кисти и текстурой. Поверхности картин постоянно меняются из-за прогрессирующей динамики, присущей мазку его кисти, и из-за постоянной волнистости, возникающей в результате взаимодействия цветов и текстур. Жизненность и чувственность этих композиций напоминают работы Поллока и де Кунинга периода абстрактного экспрессионизма. Пространственная глубина картины создается за счет наложения цветов и паутины рисунков, образованных мазками кисти и цветовыми сочетаниями.

Сергей Федотов - экспрессионист в своих фигуративных работах. Экспрессионизм - это искажение цвета и формы с целью сделать эмоциональное впечатление, вызвать эмоциональный отклик у зрителя. Городские пейзажи и индустриальные ландшафты отражают шум, суету, энергию, стресс, занятость и напряженность. В зимних, осенних и весенних пейзажах используется цвет, форма и композиция, отражающие настроение и ощущения этого конкретного времени года, и то, как художник чувтвует это, когда пишет картину. Лес и цветы - это тема, которая позволяет Федотову выражать свои настроения, мысли, трепет и удовольствия с помощью цвета, пространственных сложностей и неистового или спокойного мазка*.
*Я использую термин "мазок кистью" для обозначения способа, которым художник наносит масляную краску на холст. Федотов рисует в основном мастихином, а не кистью, но я использую термин "мазок” как универсальный.
Портретная живопись - важная часть творчества Федотова. Его портреты и автопортреты - одни из самых захватывающих и значимых фигуративных картин в его портфолио. Полихромные, с мощной работой кистью, красивыми и драматичными цветовыми палитрами и соотношением объекта и картинной плоскости, они взывают особую реакцию зрителя на изображаемых людей. Некоторые персонажи растворяются в живописном мазке кисти; некоторые приобретают призрачный вид из-за стиля и цвета; другие более понятны из-за более натуральных телесных тонов; некоторые фигуры удобно расположены в пространстве картины, сохраняя равновесие и воздушность, в то время как на других пространство вызывает у зрителя клаустрофобию. Федотов создает художественную красоту и психологический конфликт, отдавая дань уважения своим сюжетам в необычных анимированных портретах.

Сергей Федотов использует быстрые, уверенные мазки в своем живописном стиле. Рисунок и движение его мазков являются важнейшими компонентами его техники. Они, как строительные блоки, создают динамизм композиции; они создают и саму композицию, наряду с элементами цвета, текстуры и пространственных отношений. Федотов сочетает каждый цветовой штрих, каждое направление изгиба, косой черты и царапины, каждое сочетание цветов или цветовых полей, каждую впадину, каждый нахлёст, узор и движение, как композитор сочетает ноты для создания симфонии. Картины Сергея Федотова сияют жизнерадостностью и позитивной энергией художника. Его любовь к самой краске и к процессу рисования буквально можно почувствовать, рассматривая его работы. Для его искусства характерны обилие различных текстур, абстрактность форм, цветовые контрасты и гармонии, яркая выразительность нанесения краски на холст и часто нефигуративный сюжет.

В своих картинах Федотов ведёт диалог, который создает у зрителя напряжение, интерес и волнение. Существует дискурс между холстом, как единой композицией, и мощнми отдельными мазками, жестами, цветовыми пятнами и цветовыми полями, а также между плоско раскрашенными голыми участками холста и объёмными участками импасто. Цвета сталкиваются, резонируют, гармонируют, смешиваются и взаимодействуют на протяжении всей работы. Двумерные узоры и рисунки на картинках сочетаются с трехмерной пространственностью. Эти диалоги и конфликтующие факторы создают на холсте некую психологическую конфронтацию.

Сергей Федотов создает картины, которыми можно наслаждаться на разных уровнях. Сначала человек воспринимает произведение интуитивно, эмоционально, физически и чувственно, а затем зритель может "войти" в картину и совершить интеллектуальное путешествие по ней.
Сергей Федотов. "Перед грозой" 70х140, х.м., 2013
С.Федотов. "Перед грозой"
70х140, х.м., 2013
Статья опубликована в альбоме-каталоге, выпущенном Галереей Валентина Рябова к персональной выставке художника Сергея Федотова в Музее искусств г. Корал Спрингс (США) в 2013 году.
Подробнее о событии >>